Искусство Древнего Египта. Скульптура Среднего царства.

Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела. Но изображения фараонов устанавливаются теперь не только в могильных тайниках или в закрытых для доступа непосвященных храмовых помещениях, но и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона.
Фиванские мастера дали яркий образец такой монументальной скульптуры в виде статуи фараона Ментухотепа III (Каирский музей). В короне Нижнего Египта в белом облачении Осириса фараон сидит на троне. Некоторая грубоватость исполнения, тяжелые массивные ноги, нерасчлененность фигуры как бы подчеркивают грозное величие фараона в его роли бога Осириса. Выразительность статуи усиливается благодаря раскраске.
Но наряду с этим идеализирующим направлением в творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. В этих портретах интерес художника сосредоточен на попытке выявить сложность переживаний, раскрывающих характер человека, налагающих свой отпечаток на его лицо.
Такова великолепная голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна), таковы так называемый Танисский сфинкс с сурово-энергичным лицом Аменемхета III или статуя того же царя из черного гранита в Государственном Эрмитаже.

<<< Искусство Древнего Египта. Архитектура Среднего царства.

Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи Среднего царства. >>>

Иллюстрации к разделу >>>