Оформление слишком бедное

В следующем, 1958 году новые тенденции творчества Вирсаладзе проявились в оперном спектакле. Это был «Севильский цирюльник» Россини, поставленный Э. Капланом в ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова.

«Севильский цирюльник» - одна из самых «заигранных» опер. Нет театра, где бы она ни шла почти ежегодно. Естественно, что в постановках этой оперы постоянно встречаются разного рода штампы, которыми произведение обрастает, словно корабль ракушками. И когда за решение его берется талантливый режиссер, он прежде всего стремится от них избавиться.

К. Станиславский в свое время пытался сделать это путем максимального приближения оперного действия к драматическому. Он создал интересный и свежий спектакль, с глубоко и остро разработанным сценическим действием, который до сих пор идет в музыкальном театре его имени. Станиславский нигде не нарушает требования музыки и даже выражает ее в рисунке сценического движения. Но происходит это в рамках чисто драматического комедийно-бытового действия, которое могло бы иметь место и при постановке пьесы Бомарше. Э. Каплан нашел иную интерпретацию «Севильского цирюльника». Он обходится без бытового оправдания арий и ансамблей, не стремится сочинять остроумные параллельные действия и заставлять актеров петь в непрерывном движении. В основу спектакля Каплан положил принцип полуконцертной «подачи» музыкальных номеров. Воспользовавшись тем, что многие арии оперы представляют собой самохарактеристику героев, он дал их откровенно фронтально, у рампы. В этих ариях актеры как бы обращались к зрителям, рассказывая им о себе. Но «вампуки» не было, ибо исполнение всех развернутых, завершенных номеров подчинялось определенному принципиальному решению, избранному для данного спектакля. Сцены же, полные движения, подавались в духе ярко театральной, ритмически острой игры.


<<< Музыка, драматургия, хореография и живопись

Севильский цирюльник >>>

<<<Оглавление>>>