Классические образцы живописных декораций

Уже в «Шехеразаде» - одном из лучших спектаклей первого послевоенного десятилетия - у Вирсаладзе появилась тенденция к осуществлению этого принципа. Панно использовались и в отдельных картинах «Дон Жуана». Но тогда этот принцип еще не был проведен последовательно. Обращаясь к нему в «Каменном цветке», Вирсаладзе развивает его. Он не применяет панно в чистом виде. Сочетая конструктивное решение с живописным, он и в самой живописи объединяет приемы панно и единой картины. После «Каменного цветка» это проявилось в «Севильском цирюльнике», «Легенде о любви», новом варианте «Семи красавиц». До сих пор в нашем театре декорации-панно были чисто плоскостными, как бы отъединенными от пространственно-объемных элементов, которых при таком решении либо не было совсем, либо они давались лишь на фоне панно (например, реквизит). В изобразительных задниках Вирсаладзе плоскостность сочетается с объемно-пространственными элементами. Это не панно в строгом смысле слова, но и не перспективный задник в чистом виде. Изображение каждой картины смотрится как плоскостно-декоративный образ-фон. Но вместе с тем благодаря намечаемой перспективе оказывается возможным и его пространственно-объемное восприятие. Поэтому в таком изображении становятся органичными и не противоречат его художественной сути дверь в избе Данилы, через которую реально ходят; камень в уральском пейзаже, за которым реально скрывается Хозяйка Медной горы, и т. д. Эта, казалось бы, незначительная особенность на самом деле является очень важной. Сочетание плоского фона и объемного первого плана (в частности, фигур актеров) отнюдь не всегда решалось убедительно даже у крупных художников.


<<< Историческое развитие театральной декорации

Легенда о любви >>>

<<<Оглавление>>>