Живописные декорации Вирсаладзе

И еще одно обстоятельство обращает на себя внимание в эскизах к «Сердцу гор». Художник задумывает изобразительную картину в связи с мизансценой. Он вводит в эскизы стаффаж, изображает танцующую массу. Его декорации не обрамление к танцу, они органически связаны с хореографией уже в самом замысле.

В костюмах Вирсаладзе сохранял своеобразие национальных одежд, но делал их легкими и прозрачными, подчинял задачам танца и общему колористическому решению.

Намечается здесь и динамика цвета, которая станет столь типичной для зрелого творчества Вирсаладзе. Спектакль открывается светлой картиной танца девушек, в которой преобладают спокойные тона, синие и белые одежды. А по мере усиления драматической напряженности действия «все больше вводится в костюмы черного; черная черкеска Джарджи оторачивается алым; резко контрастируют в танце двух соперников Джарджи и Заала - черное и белое. Как ночные бабочки, мечутся в сумраке белые тени женщин, склоняющихся над убитыми. Черная шеренга танцовщиков прорезывается багровым отсветом зарева, рождая ощущение тревоги, нарастающего драматизма...».

В сравнении с другими балетными спектаклями тех лет (В. Дмитриева, М. Бобышова), декорации Вирсаладзе отличались скромностью, не претендуя ни на натуральную достоверность, ни на пышность и великолепие. Но поэтическое начало выражено в них, пожалуй, сильнее. В «Лауренсии» художник тоже стремится создать образ не столько исторически подлинный, сколько романтически-приподнятый. Он придает истории легендарный характер. Здесь, вероятно, сказались, быть может подсознательно, впечатления, полученные Вирсаладзе от спектакля «Овечий источник» в постановке Марджанишвили, который он видел в Тбилиси в ранней юности. Ведь именно пьеса Лопе де Вега легла в основу балета «Лауренсия». И музыка А. Крейна в этом балете пронизана эмоциональным пафосом.


<<< Танцевальное начало

Драматическая напряженность >>>

<<<Оглавление>>>