Танцевальное начало

Живописные декорации Вирсаладзе были созданы в рамках общего направления в оформлении балетных спектаклей. В противовес традиционным штампам и дурной балетной условности художник стремился здесь к реализму, к верной и точной передаче примет времени и национального своеобразия народа. Вместе с тем оформление этих произведений выделялось особыми качествами, подобно тому как выходила за пределы балета-пьесы и хореография Чабукиани. Выражалось это в том, что во всех предвоенных работах Вирсаладзе дает себя знать поэтически-легендарное начало, поднимающее изображение над натуральной достоверностью, делающее его чуждым бытовой приземленности. В этих работах еще нет обобщенного выражения целостного образа спектакля. Они оформлены покартинно (поактно), и в смене картин ведется как бы рассказ о событиях, выражается движение действия. Повествовательно-описательный способ изображения не препятствует созданию картин, внутренне лиричных и поэтических. Не бытовая достоверность, а романтическая легенда выдвигается на первый план. В «Сердце гор» художник воспроизводит родную грузинскую природу, передает облик народных селений. Но он не стремится дать этнографически точное изображение. Оставаясь в рамках достоверности, его эскизы вместе с тем подчеркивают не столько детали быта, сколько эмоциональную атмосферу действия. Художник окружает воинов суровыми скалами и мощными строениями, девушек - цветущими деревьями и прозрачным воздухом гор.

Вирсаладзе опирается на лучшие живописные традиции, строя декорации по принципу «единой картины», близкой станковому полотну. Но он не выписывает подробности, стремясь прежде всего к целостности впечатления. И среди предметно значимых цветов вдруг появляются красочные штрихи и мазки, не имеющие предметно-изобразительного значения, а несущие чисто эмоциональную нагрузку. Так зарождается «музыкальность» живописи Вирсаладзе - очень важное свойство его будущего творчества.


<<< Влиянием драматического театра

Живописные декорации Вирсаладзе >>>

<<<Оглавление>>>