Литография

&;Слово «литография» происходит от двух греческих слов «литое» — «камень» и «графо» — «пишу». Это вид плоской гравюры (см. Гравюра), печатной формой для которой служит" камень, известняк особой породы, серого, голубоватого или желтоватого цвета.

На тщательно отполированном камне художник рисует жирной тушью с помощью пера или кисти. Если же он пользуется жирным литографским карандашом, то предварительно протирает камень мокрым песком, чтобы его поверхность стала зернистой, шероховатой. Нередко художник рисует на специальной бумаге жирным карандашом, а потом, приложив к поверхности камня лицевой стороной бумагу, притирает ее так, что следы карандаша отпечатываются на камне.


Е. А. Кибрик. Ласочка. Иллюстрация к повести Р. Роллана «Кола Брюньон». 1934—1936.

Затем поверхность камня слегка протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислоты. При этом жирные места, т. е. те, где находится рисунок, не воспринимают кислоты. В свою очередь остальная поверхность камня после травления не принимает жировых веществ, содержащихся в типографской краске, в процессе печатания она пристает только к рисунку, нанесенному художником.

Разновидность литографии — альграфия. Здесь печатной формой, на которой художник выполняет рисунок, служит алюминиевая пластина. Цветная репродукционная литография называется хромолитографией. Она печатается с нескольких камней, причем для каждого цвета используется отдельный камень. Смешанные тона получают наложением одного цвета на другой.


О. Домье. Свобода слова. 1845—1848.

Литография появилась сравнительно недавно, в 1798 г., и быстро получила широкое распространение. Характерные для литографии широкие мягкие, бархатистые линии, глубокий черный тон привлекли к ней художников-романтиков Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции, Р. П. Бонингтона в Англии, Ф. Гойю в Испании и других. Особенно ценили литографию художники, работавшие в области агитационно-пропагандистской, социально-критической, газетной, журнальной и станковой графики. Возможность быстро печатать недорогие оттиски большими тиражами позволяла им своевременно откликаться на актуальные события своего времени, активно вторгаться в гущу социальных и политических проблем.


Е. М. Сидоркин. Колыбельная. Лист из серии «Читая Сакена Сейфуллина». 1964.

Так, блестящим мастером литографии был французский художник О. Домье. Его литографии обличают продажность правящих кругов, лицемерие и жестокость буржуазного общества. Полны драматизма литографии немецкой художницы Кете Кольвиц (см. Западноевропейское искусство XVII—XX вв.). Они посвящены жизни и борьбе рабочего класса и крестьянства Германии. Ее литография «Хлеба!» (1924) призывала помочь голодающим Поволжья в Советской России.

Среди русских художников XIX в. прекрасными мастерами литографии были карикатурист А. И. Лебедев, талантливые рисовальщики В. Ф. Тимм и А. О. Орловский, В. А. Серов, М. В. Добужинский, Л. О. Пастернак. В советском искусстве в технике литографии работали такие замечательные художники, как Н. Н. Купреянов, Г. С. Верейский, Е. А. Кибрик и другие. Так, хорошо знакомые многим из вас иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Кибрик выполнил в технике литографии.



<<< Ленинский план монументальной пропаганды

Лубок >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи