В традициях Римской республики



«В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии» (Маркс). Запечатляя на своих полотнах героические эпизоды римской истории, прославляя гражданские доблести Горациев или Брута, Давид взывал к героическому чувству современников. В своих картинах, изображающих драматические коллизии античности, Давид по существу говорит о современности, он героизирует ее, поднимает ее на исторические котурны, он живописует ее революционное напряжение и пафос таковыми, какими они были в действительности или какими они должны были быть. Его живопись приобретает революционный смысл и значение, становится орудием борьбы.

Но уже после термидора это обращение к античности начинает утрачивать свой революционный смысл. Классицизм Давида, почти не меняясь в своем формальном выражении, в своей эстетической основе, начинает служить новым общественным целям. Если «Горации» (1785) звали к самоотверженности, героической борьбе, то «Сабинянки» (1799) были восприняты как призыв к примирению враждебных партий, к консолидации общественных сил. «Леонид при Фермопилах» является дальнейшим звеном в этой цепи. Громадное полотно, оконченное Давидом в 1814 году, характерно своей застылостью, статуарностью, красочной монохромностью, схема тизированностью композиции. Статика, неподвижность, условность возведены здесь в некий философско-художественный принцип.


<<< Во Франции школа Давида

Во главе мастерской Давида >>>

<<<Оглавление>>>