Тема радостной полноты бытия имела содержательную культурно-историческую основу, укорененную и в личной и в общественной жизни конца 60-х - 70-х годов. Ее разработка велась во множестве самых различных направлений всеми изобразительными, зрелищными и словесными видами искусства. Ею мотивировалась постановка самых серьезных проблем современности, далеко выходивших за узкий круг изображения праздников. Разные виды искусства развивали при этом не только аналогичные художественные идеи, но и предлагали порой совершенно самостоятельные решения, получившие затем отражение в общем культурно-историческом процессе.
Тема определяет в произведении очень многое. Сама по себе она избирательно фокусирует внимание, ограничивает сюжетно-смысловые ориентации, очерчивает тот круг представлений, которому подчинена целевая установка автора. При изображении, сценическом показе, литературном описании особого, приподнято-радостного состояния содержательные моменты праздничной ситуации раскрываются и в своих традиционно-типологических чертах, и в специфике настоящего, современного их истолкования.
Нельзя не напомнить, что именно в 60-е и 70-е годы искусствоведческая мысль с заметной настойчивостью обращалась к проблемам, связанным с социально-психологическим и культурно-историческими аспектами праздника. Существо вопроса исследовалось на различном художественном (классическом, фольклорном, этнографическом) материале в фундаментальных трудах М. Бахтина, Д. Лихачева, в работах ученых младшего поколения, в ряде журнальных статей и докладов.
Источник праздничного события >>>
<<<Оглавление>>>