Источник праздничного события

Для дальнейших рассуждений и анализа творческой практики советских художников рассматриваемого нами периода отметим несколько существенных моментов, В книге, посвященной различным формам «праздничности» как художественно-социального явления, пишет: «Наиболее общим эстетико-культурным признаком праздничного мира служит то, что в системе этого мира как бы преодолеваются на крайне ограниченный срок реальные противоречия исторической действительности». Возникает некий «идеальный мир, ставший на время реальностью». Автор исследования подчеркивает важность самого источника праздничного события, который коренится в конкретной социальной действительности, в общественных ситуациях, которые здесь складываются. Поэтому, «говоря об эстетической специфике праздника, о его эстетическом отношении к действительности,- замечает следует применять категорию «восполнение», означающую нечто среднее между художественным «отражение» и социологическим «компенсация». Этот термин предполагает существование более или менее завершенного, гармонического целого. «Праздник и праздничный мир, им порожденный, выступают в роли такого целого и, вероятно, будут выступать в такой роли всегда, ибо реальная действительность всегда будет сохранять в себе какие-то изъяны и противоречия, и необходимость их условно-реального преодоления будет являться постоянным стимулом для праздника, порукой его вечного существования в качестве, а тем самым и регулятора общественной системы, жизненная необходимость которой - равновесие», заключает он свою мысль.


<<< Поэтика праздничных мотивов

Бытовая конкретность в интерпретации темы >>>

<<<Оглавление>>>