Пейзаж Матеры

Пейзаж Матеры, омываемой течением и протокой Ангары в повести В. Распутина («Прощание с Матерой», 1976), по существу, охватывает и замыкает весь образный смысл произведения. В пространном заключительном описании предутреннего тумана, в котором перекликаются голоса главных действующих лиц, метафора с ее двоящимся значением тяготеет к обобщающему символу - мир замер в ожидании восхода солнца. Содержание этой финальной сцены получает подлинную художественную весомость и полноту благодаря той зримой, осязаемой жизненной достоверности, с которой написана эта величественная картина. Широтою пространства веет от всей этой словесной «живописи». Движение и время, уходящее и новое, перекликаются, взывая друг к другу. В тумане, в беспредельности речного простора как бы гаснут частные эпизоды повести, слышнее становятся живые голоса, крепнут, мужественнее и сильнее звучат основные мотивы - личный подвиг, человеческая стойкость и верность. Образы природы нужны художнику как способ вывести судьбы персонажей из индивидуальной разобщенности в широкий, вольно дышащий мир.


<<< Пейзажные и бытовые зарисовки Вологодского края

Поэтика праздничных мотивов >>>

<<<Оглавление>>>