Портрет архитектора (1974) Н. Игнатова

Полновластным хозяином этого сознательного и по плану выстроенного мира возвышается над своим созданием герой портрета. Его фигура одновременно и разъединяет и соединяет «здесь» и «там», внутри и вовне. В мастерской художника живет настоящее, в окно смотрит прошлое, тому, кто взялся строить будущее, предстоит соединить то и другое. Визуально-содержательное значение места и времени в образной структуре этого произведения трудно переоценить. Перенесенное в сферу эстетических представлений, движение во времени и становление в пространстве необходимы образной структуре искусства 70-х годов, чтобы установить настоящее в настоящем.

Так получает подчеркнутую смысловую напряженность, становится своего рода необходимостью мотив перехода, прорыва из внутреннего во внешний мир, мотив выхода из замкнутости на простор, от ограниченности в глубину. Он реализуется в живописи последних лет в многократно повторенном сюжете открытого проема - окна, двери, просвета между стенами домов, где у притолоки, у порога теснятся действующие лица и вещи.

Традиционное по типу изображение получает новую семантику. В окно можно смотреть или отвернуться от него, подоконник может разделять внешнее и внутреннее пространство или служить ступенью из одного измерения в другое, стекло может быть прозрачной преградой, зеркалом, его можно наглухо закрыть или завесить - но во всех случаях мотив знаменателен, служит ориентиром для понимания замысла.


<<< Сознание, ход мыслей, рождение замыслов

Живописные решения интерьеров 70-х годов >>>

<<<Оглавление>>>