Сознание, ход мыслей, рождение замыслов

Сознание, ход мыслей, рождение замыслов, словно схваченные у их истоков, могут стать внутренней темой произведения, в котором реальность изображения определенного человека соседствует с живым воплощением его поэтических фантазий. Так, Д. Байрамов пишет (1971) у окна мастерской, за которым, как прекрасный мираж, оживают образы еще не написанных картин. Между внешним, объективным, и внутренним, субъективным, миром как бы снята разделяющая их преграда - мечта и действительность равно материальны в живописной ткани полотна, в равной мере одухотворены творческим воображением автора. Понятия пространства и времени перенесены в область протяженности переживания, движения чувства, глубины восприятия. Мир, созерцаемый глазами художника, предстает в перспективе сменяющих друг друга впечатлений, на глазах складывающихся замыслов, мелькающих в сознании образов.

Портрет архитектора (1974) Н. Игнатова может служить примером еще одной интерпретации того же мотива. Пространственная сфера четко членится здесь надвое: на переднем плане выстроились белоснежные кубы и параллелепипеды макета, торжественную монументальность которых перебивают пестрые банки с красками и рулоны бумаги на рабочем столе автора этого «будущего» града; за рамой окна величаво и просторно раскинулся реальный городской пейзаж. Прихотливые линии и «случайное» нагромождение форм, пересекающихся плоскостей и теснящих друг друга объемов, черепичные крыши, аркады и галерейки, разбежавшиеся по склонам холмов, непроизвольной естественностью и беспорядком противостоят умышленной чистоте контуров и ритмической организованности игрушечной «возни» вещей на столе архитектора.


<<< Портрет философа

Портрет архитектора (1974) Н. Игнатова >>>

<<<Оглавление>>>