Дело не только в том, что живопись последнего десятилетия решительно отказалась от плоскостных «построений», что «времени воспоминаний» и здесь отведено особое место, сама выступает как задача не только формально-пластическая, но содержательно-смысловая. Герою как бы предоставлена возможность раскрыться, показать себя во многих ракурсах, момент, запечатленный на холсте, умножен несколькими отражениями, воспринимается как объемный, стереометрический.
Создавая портрет философа изобразил свою модель трижды. Исследователь, погруженный в работу, член ученого совета, представитель советской науки, молчаливый, вдумчивый собеседник, он предстает на одном полотне не только в разные моменты и в разном окружении, но и в разной пространственно-временной среде. Минуты сосредоточенности среди книг тянутся несчитанной чередой - время и место не имеет четких границ; тот миг, в который мы застаем за письменным столом и он поднял на нас глаза, ожидая и прислушиваясь,- совсем другое измерение, вполне конкретное, композиционно и по смыслу определенное и закрепленное в своем пространстве и времени. Прибегая к сложной комбинации объемных и плоскостных планов, живописец как бы стремился вместить в одно неподвижное изображение динамику душевных состояний своего героя, диалектическую противоречивость его разностороннего существования. Здесь, действительно, нельзя не видеть особого интереса к аналитическому расчленению целостного образа ради своеобразного «диалога разных ипостасей «я», воплощенного в зримом соприсутствии их друг подле друга», о котором пишет А. Морозов, ссылаясь на работу «Размышление».
<<< Смысл художественного использования
Сознание, ход мыслей, рождение замыслов >>>
<<<Оглавление>>>