Смысл художественного использования

Во всей идейно-нравственной проблематике последних лет память, способность помнить и вспоминать играли важнейшую роль. Благодаря как бы заново осознанному и оцененному свойству человеческого сознания собирать и хранить прошлое, мысленно его воссоздавать и действенно реализовывать в настоящем личность оказывается и по-новому содержательной, и по-новому ответственной. Время предстает не механическим сплетением звеньев, вереница которых теряется в небытии, но реальностью определяющих существование человека поступков, как время выбора, время решений, время действия. В прошлом ищет художник ответы на вопросы, поставленные настоящим, будущее можно представить, лишь заново переоценивая забытое. Самый возраст героев в этой связи получает особый смысл: художника все чаще привлекают старики и дети, те, кому есть что вспоминать, и те, кто чужой опыт, чужое знание хочет приложить к себе, кто в самом начале жизненного пути приглядывается к окружающим, старшим.

Не только пластика, содержательная сторона замысла, но и мотив как оправдание расстановки акцентов, выбора и организации материала приобретает в этой ситуации центральное место. Стоит обратить внимание на постоянно повторяющийся мотив «дороги», путешествия, распространенный и в зрелищных, и в словесных видах искусства. Можно объяснить его и чисто житейскими обстоятельствами: деловые и туристические поездки по родной стране и за ее рубежи, развитие автомобилизма, интерес к дальним краям, природе, животным, этнографии - все это служит жизненной основой для создания увлекательной фабулы, предлогом для введения характерных персонажей. Однако смысл художественного использования такого рода «перемещений в пространстве» лежит глубже внешнего повода: передвижение создает возможность широких сопоставлений, меняет ориентиры, углубляет перспективу. Мы начинаем видеть и мыслить «стереоскопически», действительности восполняется четвертым - временным - измерением.


<<< Новые персонажи

Портрет философа >>>

<<<Оглавление>>>