Новые персонажи

В 60-х годах жизненная судьба героя развивалась в одном обозначенном высокой целью, направлении. Преодолевая трудности, центральный персонаж дерзко устремлялся вперед. Каждым свершением, каждым новым поступком он как бы «вычеркивал» прошедшее. Значили не воспоминания, не накопленный опыт, но сегодняшние трудности, достижения и победы. День сегодняшний исправлял и отменял день вчерашний. Окружающая материально-предметная действительность была орудием и ареной деятельного утверждения правды настоящего.

Новые персонажи принесли с собой новые меры отсчета в пространстве и времени, другую трактовку пространственно-временных представлений. Для героев искусства 70-х годов они значили нечто, прямо противоположное тому, чем они были для их предшественников. Характерно, что в прозе почти обязательным становится мотивированная воспоминаниями обратная композиция, усложненный ход сюжетного повествования, как бы обращенного вспять. В кинематографе картины прошлого, наплывающие на впечатления и образы настоящего, никак не сводятся к внешнему, формальному приему - в них воплощается представление о жизни и судьбе человека, для которого минувшее так же реально, как сегодняшний день, и сегодняшним днем не отменяется. Детство и юность не проходят безвозвратно, оставаясь частью целостного существования. С годами, в зрелости и старости, ранние впечатления оживают с такой отчетливостью и силой, что с ними нельзя не считаться, у них есть свои права над душой и памятью героя, они «требовательны», как кредиторы, предъявившие ко взысканию неоплаченные векселя.


<<< Картины прошлого

Смысл художественного использования >>>

<<<Оглавление>>>