Определяя характерные признаки современного состояния художественной культуры, критики в один голос указывали на многообразие форм отражения действительности как свойство, равно присущее всем видам творчества. Чаще всего речь идет о стилистическом разнообразии, самобытности индивидуальных манер, своеобразии национальных, областных, республиканских школ, четко выраженных в искусстве последних десятилетий. Широкий круг примеров подтверждает мнение исследователей, но не снимает множества других проблем, до сих пор не вполне проясненных.
Для того чтобы понять специфику содержательного существа современных форм «многообразия», необходим анализ основополагающих структур художественной ткани произведения, его изобразительного, образно-пластического языка на том уровне, где моменты конструктивно-морфологические непосредственно соприкасаются со смысловыми сферами искусства.
Есть область формально содержательного порядка, которая позволяет увидеть важнейшие стороны художественного процесса одновременно в двух аспектах - и пластики, и смысла. К ней относятся различные варианты эстетической интерпретации пространства и времени в произведении искусства. Нет сомнений в том, что «отношение ко времени» всегда было «индикатором глубинных процессов в кристаллизации культуры определенного типа. И наоборот определенный сложившийся тип культуры подразумевает определенное понимание времени».
<<< Склонность и способность размышлять
<<<Оглавление>>>