Стремление противопоставить прозаической ежедневности существования немой отвлеченно-умозрительный или идеально-символический образ находило воплощение в разных видах искусства, приобретая не только самые разнообразные формы, но и выполняя различные, иногда весьма существенные художественные функции в картине, пьесе, фильме.
Изображение фантастического, мира могло получить совершенно новый смысл, как только становилось средством передать особое лирическое переживание реального или предполагаемого героя. В литературном произведении мы нередко встречаемся с характерным приемом действительности, представленной в воображении, воспоминаниях или во сне. Перегруженное напряженными размышлениями сознание как бы освобождается, очищается созерцанием красоты достигшей совершенства природы. С необычайным мастерством этим приемом пользуется Ч. Айтматов в повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1975). Все повествование строится на мягких переходах от непосредственно и глубоко пережитой реальности в сферу представлений и образов. «Пейзажный» фон повести, в сущности, служит лейтмотивом, становится доминантой произведения. Под знаком волшебной картины морских далей и небесной голубизны, в катастрофической драматургии космических превращений, столкновения и борьбы природных стихий разворачивается сложное, психологическое повествование о судьбе мальчика и его спутников.
Символическая обобщенность >>>
<<<Оглавление>>>