Символическая обобщенность и идеальная словесного пейзажа как бы призваны соотнести конкретный жизненный путь человека с безначальным и бесконечным пространством океана, прямые житейские намерения и цели людей - с непредсказуемыми действиями космических сил. Вне метаморфозы, превратившей ласковую тишину и щедрое изобилие кормилицы-природы в бушующую, бездонную, ледяную бездну, несущую смерть, теряют смысл и жизненную реальность страдание, мужественная стойкость и спасение героя.
«Идеальные» элементы реального пейзажа или природно-пространственная и вещная среда, показанная в ее идеальном архетипе получают в искусстве конца 60-х и 70-х годов вполне самостоятельное художественное значение. Такого рода не лишенный умозрительности образ внешнего мира не только сопутствует герою, которого мы назвали «размышляющим», но может заменить его, стать на его место как выражение авторских размышлений, как воплощение его собственных мыслей и умозаключений, философского мировосприятия.
Примером могут служить работы И. Орлова конца 60-х годов. Строго вычерчены белый подоконник и тонкая рама. Полощется на легком ветру лоскут занавески, почти не позволяя разглядеть скупой пейзаж. Холодно круглится большой белый шар («Натюрморт с шаром», 1976). Если во всем этом скрыт некий смысл, то художник не спешит его расшифровать. Ему важно заставить нас почувствовать идеальную композиции, строгую простоту формы, четкость линейных ритмов. Движение, порыв замерли в мгновенном равновесии.
<<< Стремление противопоставить прозаической ежедневности существования
<<<Оглавление>>>