Напряженная работа мысли

Напряженная работа мысли, поиски ответа на серьезные философские, нравственные вопросы жизни захватили прежде всего самих художников, их произведения становятся своего рода аргументами, доводами в пользу тех или иных утверждений или отрицаний, иногда превращаются в подобие изобразительных, пластически выраженных отвлеченных рассуждений.

Умозрительно рациональный строй поэтического образа не требует изображения или описания мыслящей личности, хотя и допускает эту возможность. Работой сознания, движением идей может быть пронизана самая художественная ткань, язык и система пластических средств искусства. Мы нередко встречаемся с построениями, где «глубокий самоанализ стал и стилем поведения героев и эстетическим принципом автора» . Часто трудно провести четкую грань между персонажем и автором,- говоря о другом и других, художник имеет в виду себя. Весьма знаменательны в этом смысле такие произведения, как «Мои друзья» (1978) А. Петрова или «Размышление» (1978). Нелегко определить, кто именно выступает перед нами мыслителем-аналитиком - коллеги (модели-герои) живописца с их шутками и гримасами или автор, стремящийся за внешним обликом рассмотреть подлинные, живые черты. Когда П. Малиновский как бы удваивает себя самого в образе куклы-манекена («Автопортрет с куклой», 1979), то становится совершенно ясно, что множество литературных ассоциаций, напоминаний и недомолвок, заключенных в изобразительно-живописном строе полотна, рассчитаны на развитое интеллектуальное восприятие зрителя, годового принять участие, подхватить и продолжить предложенную автором тему, ход безмолвных рассуждений.


<<< Выбираем лучшее

Погружение в сферу размышлений >>>

<<<Оглавление>>>