Мы нередко встречаемся с тем, что в основе объективного творческого раскрытия того или иного характера лежит углубленно субъективный самоанализ, в то время как автопортрет приобретает своего рода отстраненность от личности художника - себя он рассматривает объективно, как другого. Зеркало как вещь и как мотив зеркального повторения играет здесь совершенно особую роль: предметная отчужденность отражения как бы сплавляется с образом новой, зеркальной поверхности преображенной жизни. Возникает еще одно измерение, другой масштаб. Самый объем пространства, лично и непосредственно пережитого, и реальной, не зависимой от восприятия глубины не просто удваивается, но множится, получает сферическую многомерность. Эстетически осваивается новое измерение среды, отражение в отраженном. Предмет или человеческое лицо, повторенные дважды - стеклом и искусством художника, оказываются не равными, не тождественными себе. Напряженнее становятся отношения между субъектом и объектом, усложняются и самое восприятие действительности, и способы ее воссоздания.
Ярким примером тому может служить полотно В. Попкова «Работа окончена» (1972). Автор, кажется, изучает себя со стороны. Уже не лицо и даже не персональная самооценка оказываются в смысловом центре произведения, не те сложные, диалектически противоречивые отношения, которые связывают человека с пространством и временем его существования, со всем обступившим его вокруг, изображенным на холсте и реальным, миром. Мотив сна, закрытые, словно обращенные внутрь, в себя, глаза, обладают особой выразительностью. «Герой» портрета как бы одновременно и присутствует, и отсутствует в тот момент, когда мы его свободно и без помех рассматриваем. Все его окружение - интерьер, обиходные вещи, пейзаж за окном - кажется тоже объятым оцепенением.
<<<Оглавление>>>