Противоречивые отношения

Необходимо еще раз подчеркнуть, что «личностный» подход художника к жизни,- как верно замечает А. Морозов,- не есть отрицание социально-гуманистических ценностей, лежащих в фундаменте советской культуры и советской морали. Наше искусство 70-х годов,- пишет он далее,- отнюдь не отрицает человеческого единения во имя созидания и прогресса». Оно «ищет собственные пути и формы актуализации этой идеи в сознании современника». О различных способах осуществления этой установки в один голос говорят и другие критики: «...к началу 70-х годов в портретной живописи,- по мнению Л. Зингера,- прочно утверждается композиция раздумья» Ему вторит, указывая на «портреты-воспоминания», «портреты-размышления». Первые, вполне законченные по замыслу произведения такого рода относятся к началу 60-х годов. Мы уже говорили, и он был не одинок. К концу десятилетия образ человека, погруженного в раздумья, становится одним из наиболее распространенных как в словесности, так и в зрелищных искусствах. Серия автопортретов Н. Андронова, кажется, вся посвящена наблюдениям и раздумьям художника. Ведущий мотив этих произведений, самая постановка и решение творческой задачи в этом, казалось бы, частном случае крайне симптоматичны: интерес к внутренней жизни личности неизбежно связан с самосознанием, самооценкой. Художник не только исследует различные, иногда неожиданные ситуации, наблюдая за реакциями личного «я» на всевозможные «неудобные» положения, но и склонен проделывать над собой психологические эксперименты, мистифицировать, эпатировать, пугать зрителя. Тут, в принципе, нельзя провести четкой грани между тем, что можно назвать «моделью», и автором. Последний вовсе не всегда и не полностью отождествляется с первым, хотя мы имеем дело с автопортретами. Такого рода подход к предмету изображения распространяется на любой объект - самая постановка проблемы такова, что созданный художником образный мир напоминает зеркало, одновременно отражающее и отраженное искусством.


<<< Манера письма

Полотно В. Попкова «Работа окончена» (1972) >>>

<<<Оглавление>>>