Натюрморт с кофемолкой

Широким мазком лепится форма, контрастно сопоставлены прозрачность стекла, вязкая сочность плодов, отражающая гладкость поверхности стола - все словно еще только складывается на глазах. Кажется, художник хочет поспеть за собственным впечатлением, ловит мелькающие перед ним оттенки, боясь остановиться, задержать взгляд на чем бы то ни было в погоне за ускользающим мгновением, лучом света, беглой тенью, катящимся по столу яблоком. Динамизм неустойчиво опрокинутой на зрителя композиции, беглость то ли чересчур меткого, то ли невпопад брошенного мазка оставляют ощущение этой преувеличенной чувствительности и чуть нарочитой взбудораженности.

Мы легко улавливаем аналогичные поиски и в области пейзажа. Примером тому могут служить работы М. Иванова. Поверхность его холстов кажется перегруженной друг друга перекрывающими, друг на друга набегающими цветными мазками («Малый Каменный мост», 1967; «Солянка», 1969; «Натюрморт с кофемолкой», 1970; «Натюрморт с рыбой», 1972). Эмоциональное восприятие предмета необычайно чутко, настороженно. За всяким оттенком следует его полутон, четвертая, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая части тональностей. Они множатся, им нет конца. Форма теряется в восприятии цвета, грани размыты, сама пространственная атмосфера насыщена красочными отсветами, подобно радужному ореолу сгустившейся вокруг предметов среды.


<<< Эстетические принципы живописи

Напряженность цветовых восприятий >>>

<<<Оглавление>>>