Путь, проделанный искусством Попкова, весьма знаменателен: нерасчленимая монолитность героического характера, позволившая прикоснуться к важным аспектам действительности, показать существенные грани жизненных процессов, обнаруживала не только сильные, но и слабые стороны. Когда мир рисовался благодарной ареной творческих свершений, когда предметно-пространственная среда мыслилась как материал для преобразований, как инертная материя, которую нужно было освоить и усовершенствовать, а природа и вещи представали послушными исполнителями доброй воли, естественными спутниками быта, внутренняя законченность художественного целого достигалась иерархическим соподчинением главного и второстепенного. Однако самый эстетический принцип этого искусства не допускал разноречивости, диалектической сложности в раскрытии жизненных явлений в их многоголосом разнообразии. Попытка узаконить в качестве непреложного образца даже самые удачные из найденных решений привела к тому, что обнаружилась и стала очевидной внутренняя ограниченность исходного принципа. Досадно умножившиеся композиции с фигурами сталеваров, целинников, высотников, застывших в торжественно монументальных позах, раздражали претенциозностью, воспринимались как общее место, трафарет. И образу героя, и окружающему его внешнему миру недоставало содержательной объемности, смысловой перспективы. В дверь стучались новые проблемы; другие связи и отношения внутренних переживаний, положений, состояний человека с тем, что встречает его вокруг, требовали нового творческого освоения. Сама жизнь не позволяла удовлетвориться достигнутым, предопределяла движение художественной мысли.
<<< Внутреннее согласия деятельной человеческой личности
Искусство «шестидесятников» >>>
<<<Оглавление>>>