На первый взгляд, между полотном «Строители Братской ГЭС» и этими двумя картинами нет почти ничего общего. Попков отказался от объемно-пространственной лепки формы, психологической характеристики действующих лиц. Предметная изобразительность деталей сменилась обобщенностью декоративного понимания цветовой и пространственной организации холста. Между тем по внутреннему смыслу общей художественной концепции изменения пока касаются манеры раскрытия замысла и скорее внешнего, чем сущностного, порядка. Живописец как бы разрабатывал концепцию, заложенную в его ранних произведениях: пространственная среда, прежде лишь обозначенная черным провалом фона, нашла живое воплощение в пейзаже; образы героев, господствовавшие по содержательной полноте характеристики над скупо переданным предметно-природным окружением, утратив былую, отнюдь не стали стаффажем. Однако для того чтобы сохранить органическое единство с ожившим, получившим конкретный облик пейзажем, персонажи должны были чем-то поступиться. Последовательно развивая тему внутреннего согласия деятельной человеческой личности с окружающей природно-пространственной действительностью, художник нашел ей новое, по-своему яркое, выразительное и, пожалуй, более логическое решение. Цельность покупалась ценой отказа от психологической глубины и сложности образа человека, от драматически напряженных ситуаций: если прежде герои Попкова казались суровыми и дерзкими завоевателями новых земель, то теперь их нераздельность с внешним миром раскрывается как достигнутая победа, как результат разумных целенаправленных усилий.
Путь, проделанный искусством Попкова >>>
<<<Оглавление>>>