Черты «авторской личности»

Примеры привести нетрудно их множество в искусстве шестидесятых и семидесятых годов. Достаточно назвать фильм «А если это любовь?» (1960). Тот «хороший человек», который с настойчиво личной интонацией рассказал нам эту историю, незримо сопутствуя перипетиям драмы, был одним из главных «героев» фильма.

Аналогичную роль играла «авторская личность» в работе, воплощаясь в дикторском тексте («Баллада о солдате», 1959). Ее выразительно-смысловая функция неизменна: авторитетом человеческой сердечности, разума и сочувствия утверждается истинный взгляд на жизнь и судьбу действующих лиц. Ради той же цели введен в сюжетную ткань «Плотницких рассказов» (1968) повествователь-горожанин, личность которого то сливается с реальным писателем В. Беловым, то как бы обособляется от него в самостоятельный образ «хорошего человека».

Черты «авторской личности», которые проступают сквозь многообразие отображенных художником предметов, событий и лиц объективной действительности, так или иначе различимы во всяком искусстве.

В эпоху романтизма и его позднейших реминисценций принципиально использовалась такого рода образного строя ради всевозможных форм исповедального самораскрытия и самовыражения. Нам важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о лирическом герое, то есть поэтическом образе творческого художника, но о сознательной установке на определенный тип «литературной личности», которой предназначена роль нравственного авторитета, внушающего доверие и сочувствие, способного убедить.


<<< Житейская заурядность

Картины, портреты, автопортреты В. Попкова >>>

<<<Оглавление>>>