Он нередко занимает центральное место, самым своим существованием оправдывая просветленно-утверждающий строй произведения, и вместе с тем трудно назвать одну определяющую его черту - впечатление, которое он оставляет, связано скорее с чувством, чем с мыслью, не столько рационально осознано, сколько пережито и остается в памяти, как встреча с хорошим человеком - именно так мы и будем в дальнейшем именовать этого героя.
Благодаря житейской заурядности и обыденности ситуаций, в которых он предстает, мы узнаем его как частное лицо, получившее в последнее время совсем особую роль - ему доверена авторская позиция, его речь озвучена интонациями авторского голоса, он способен донести до нас авторское ожидание и надежду. Его особого свойства и заслуживает специального разговора.
Достаточно представить прошедшие перед нами киноленты, запомнившиеся выставки и полюбившиеся книги, и мы должны будем признать, что образ «хорошего человека» давно сопровождал нас, не только составляя характерную примету искусства последних лет, но как бы постоянно откликаясь на невысказанный вопрос, отвечая не вполне осознанным желаниям. К его «странностям», пожалуй, нужно отнести не сразу оцененную особенность: он как бы «притаился» за личностью автора, инкогнито, являясь в роли рассказчика или свидетеля. Речь идет, разумеется, не о конкретном «голосе» художника, а о творческой установке, предполагающей нравственную оценку лица, которому передоверено повествование, глазами которого увидены герои, их судьбы, сама жизнь. Это может быть более или менее персонифицированный характер, образ которого сливается в нашем представлении с «литературной», предполагаемой личностью художника. Картина, словесная или изобразительная, окрашена и озвучена авторским настроением, чувством, подчеркнуто личным отношением к происходящему.
Черты «авторской личности» >>>
<<<Оглавление>>>