Эстетический принцип

Эстетический принцип, которым руководствовался автор портрета, последователен и строг: композиция ритмически организована и уравновешена, пространственное решение подчинено законам изображения предмета на плоскости, низкая линия горизонта как бы приподнимает героя произведения над обыденностью. Эта точка зрения сразу дает меру отсчета жизненной достоверности образа, его художественной обобщенности. Отодвинутое и обособленное от эмпирической действительности изображение вписано, возвращено в широкий социально-исторический контекст законченностью внутренней конструкции картины: раскинувшаяся за спиной модели панорама новостроек, деятельная, созидательная жизнь столицы как бы довершает индивидуальную характеристику «московского художника», его работа воспринимается как часть всенародного труда.

В начале 70-х годов образная структура произведения становится гораздо менее конструктивной, исчезают былая соразмерность и уравновешенность. Образный мир перестраивается в соответствии с тем новым самочувствием, самоощущением героя, воссозданием судьбы и самосознания которого занят художник. Личные и общественные связи человека с его окружением играют здесь важнейшую роль.

За всеми сложностями этого процесса не сразу удалось заметить, что в литературе, кинематографе, живописи возникает еще один персонаж, которому критика пока не дала имени.

Определить его тип не так уж легко. Характеристика героя обычно складывается из качественных оценок: на основании облика, мнений, поступков мы судим о его личности, принимая или отвергая как достойное или недостойное. Персонаж, о котором пойдет речь, бесспорно привлекает и внушает симпатию.


<<< Начало 60-х годов

Житейская заурядность >>>

<<<Оглавление>>>