Личность героя

И вот, одно за другим в живописи, литературе, кинематографе появляются произведения, в которых слышатся детские голоса, возникает череда молчаливых старческих лиц, изборожденных морщинами. Кажется, автор хочет передать свое зрение, слух, разумение ребенку или тому, кто, «повзрослев» и даже состарившись, не разучился наивно и не скрываясь радоваться и плакать, приходить в растерянность, недоумевать и столь же искренне восхищаться, как если бы видел все в этом мире заново и впервые.

Этот новый герой - ребенок, старик, чудак или «чудик», по выражению В. Шукшина,- и сам по себе был новым типом характера, заново освоенным внутренним миром. Однако не менее важно и другое: его образ принес с собой перестройку всех структурных элементов образной системы, получивших новое истолкование и другое назначение. Иерархия главного и второстепенного, принцип типизации, соотношение и связь личности с ее материальным окружением, психологический конфликт и выбор ситуации, мера зависимости поступка от внешних обстоятельств - все это требовало переосмысления позиции автора в том новом ракурсе, который определялся типологией центрального действующего лица. Прямым следствием этих перемен была заново развернутая картина предметно-пространственной и природной среды, определенная частной точкой зрения героя, по натуре своей не зависимого от общепринятых условностей. Новый персонаж многое допускал, еще к большему обязывал авторов.


<<< Начало 70-х годов

Герой - ребенок >>>

<<<Оглавление>>>