Персонаж, черты которого четко обозначились к началу 70-х годов, кажется, ни в чем не был схож со своим предшественником. Прежде всего изменился его возраст, меняя тем самым и отношения с окружающим. Вспомним строгие женские лица старых крестьянок в портретных этюдах В. Иванова конца 60-х годов; вспомним множество живописных и рисуночных эскизов В. Попкова, в результате которых появились такие значительные произведения, как «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Северная песня» (1968), «Мать и сын» (1970).
Личность героя наделялась особой функцией - пройденный человеком жизненный путь как бы расширял перспективу его мировосприятия, включая в круг представлений не только настоящее и будущее, но и прошлое, опыт, который заставляет быть чутким, отзывчивым, памятливым. Именно этот опыт обязывал человека относиться к окружающему со вниманием и сочувствием; герою предназначалось соединить разрозненное (старость и молодость, детство и зрелость), восстановить внутреннее равновесие и единство природных (общих) и персональных (единичных) начал. Изменения коснулись не только личности, модели - необходимо было освободить предметно-пространственную среду и от идеальной умозрительности, и от глухой прозаической безликости. Материальный мир, как доступная чувству и сочувствию жизненная основа человеческого существования, должен был открыться способным ясно видеть глазами, доверчивому сердцу - герою, обладающему чутким ухом и разумом, чуждым лукавства.
<<< Новый ракурс целостного восприятия мира
<<<Оглавление>>>