Рассматривая различные повороты, варианты, сюжетные ходы праздничной темы, мы прежде всего хотели указать на их многообразие как на один, притом весьма значительный, пример развития художественного конфликта. Эволюция праздничных мотивов действительно о многом говорит: героически-обобщающая трактовка темы, выдвигавшая на первый план всенародно-массовые, традиционно-обрядовые и ритуальные формы выражения жизнелюбия и полноты бытия, была расширена и углублена гораздо более сложным индивидуально-персонализированным раскрытием человеческой радости. Акцент был перенесен на личное переживание, воплощенное авторской лирической интонацией, переданное героям произведения, их отношениям друг к другу, к природе и всей предметной среде.
Однозначность праздничной ситуации сменялась диалектикой драматических психологически напряженных коллизий, в которых конкретный жизненный сюжет, нередко обогащенный элементами фольклорно-мифологического порядка, получал значение художественно-философского обобщения, как бы сплавляющего воедино два изобразительно-повествовательных плана - образно-понятийный (творческая фантазия) и реально бытовой (конкретное событие). Частное, порой глубоко интимное чувство радости переплеталось, озвучивалось, получало неожиданно высокую интонацию благодаря социально-историческому фону, неотделимой от субъекта реальной среды, в которую художник погружал своего героя. Перед глазами невольно встает картина В. Попкова «Майский праздник» (1972), где за спиной маленькой девочки, самозабвенно прыгающей через свою скакалку, в беспредельную даль простирается не просто пейзаж, но, кажется, вся страна - родная земля, отмеченная неизгладимой печатью нелегкого времени, которое она пережила и вынесла.
Обращение к детскому инфантильному сознанию >>>
<<<Оглавление>>>