Праздник как основа мироощущения

В кинематографе острее и явственнее, чем в других видах искусства, обнаружили себя как сильные, так и слабые стороны в разработке темы, обещавшей искусству столько нового. Изобразительный язык киноленты динамичен в самой своей основе. Статическая картинность, словно калейдоскоп, сменяющих друг друга кадров, с какой бы изобретательностью их ни комбинировали, очень скоро начинала тяготить своей внутренней инертностью. Лишенный развития образ казался косным, громоздким в своей преувеличенной декоративности и нередко мнимой монументальности. Живопись, так много подарившая цветному фильму и в свою очередь подчас прямо от него зависящая, еще могла справиться с замершей на устах певца песней, с жестом навеки застывших в неподвижной пляске рук, с цветной феерией пестрых красок вечного праздника жизни. Кинематографу было гораздо труднее создать нечто целое из вереницы утративших динамику, с одинаковой экспрессией повторяющихся кадров.

Справедливо полагая, что всякий общенародный праздник опирается на готовые, веками выверенные и утвержденные традицией формы, живописцы и кинематографисты пытались восстановить их материальные атрибуты, опереться на объективную непреложность обряда. В упорном пристрастии к предметной, материальной стороне праздничного ритуала они почти незаметно стали подменять непосредственность переживания радости, веселья, счастья праздничной игрой или «игрой в праздник». На этом пути художника встречали не только успехи, но и трудности, а подчас и прямые неудачи. Сильные и слабые стороны такого рода художественных тенденций явственно обозначились к середине 70-х годов.


<<< Зрелищные искусства

Живое веселье >>>

<<<Оглавление>>>