Среди зрелищных искусств в стремлении извлечь из праздничной тематики все возможности ее образно-семантической содержательности наиболее последователен был кинематограф. «Мольба» (1968) и «Древо желания» (1977) Т. Абуладзе, «Тени забытых предков» (1964) С. Параджанова и «Белая птица с черной отметиной» (1971) В. Ильенко почти сплошь состоят из чередований всевозможных ритуальных торжеств. Часто автору не нужен, порой попросту мешает последовательный, связанный общим сюжетом рассказ-фабула. Развитие действия сведено к минимуму простейших жизненных актов. Ожившие «тени» как некий обряд совершают перед зрителем замкнутый круг человеческого существования, уравнявший в правах жизнь и смерть. Одинаково величественны, торжественны, парадны обряды, сопровождающие рождение, бракосочетание, погребение. Для того чтобы включиться в их внутренний ритм, сопережить их космогонию, участвовать в них и сочувствовать им, необходимо внутреннее усилие. Художник говорит с нами на особом языке, зовет в необычный мир. С точки зрения житейских представлений, его образный строй либо невнятен, либо условен и пуст.
Зрелище сознательно театрализованного, тщательно разыгранного действия доступно только тому, кто знает и соблюдает правила. Необходимо переодеться в необычные одежды, разучить символику жестов, перенять интонации ушедших в прошлое поколений. Ритуальным, в расширительном смысле слова, постепенно становилось не только изображаемое на экране - ритуальностью было отмечено и самое творчество, и его восприятие..
Праздник как основа мироощущения >>>
<<<Оглавление>>>