Спокойные горизонтали, покатые линии, очерчивающие широкое скуластое лицо и коренастую фигуру, перебиваются резко ритмизованными диагоналями. Приглушенная гамма коричневых, темно-вишневых тонов оттенена светло-серой полоской свитера, белым пятном кофты, алым платочком. Плотно положенная кладка больших цветовых масс одежды, объема лица, рук рельефно звучит в соседстве с беспокойно дробной, шероховатой фактурой фона. Явно желание художника обозначить социальную типичность портретируемой. Уверенный взгляд, упрямая линия губ, энергичный поворот - признаки открытого характера, волевого напора. Алый платочек и книга - «источник знания», - атрибуты положительного героя тех лет. Вступивший в декоративно-театральную секцию АХР, Щукин продолжает здесь линию портретов-типов, начатую Б. В. Иогансоном и Г. Г. Ряжским. В чем-то образ Лизы смыкается и с его собственными зарисовками бурятских колхозниц. Да, характерность лица, фигуры, позы, жеста подмечена. Стремление возвеличить, «приподнять» образ девушки очевидно, но однолинейная характеристика быстро, «с полвзгляда», исчерпывает себя. Как в «Сирени» познаются материальные свойства натуры, так в «Лизе» - физическое состояние человека. Остановка на полпути. Дальше - в области «неявные», духовные - взгляд не идет.
Попытка к тому предпринята в «Женском портрете», написанном несколько месяцев спустя.
Минимум движения внешнего, максимум - внутреннего. Проникновение за оболочку видимого, «в нутро» - тут Щукин снова возвращается к тому, что уже намечалось и лишь на время отступило перед целями первичного овладения материалом реальности.
<<< Вихревой круговорот стремительных движении кисти
Минимум движения внешнего, максимум - внутреннего >>>
<<<Оглавление>>>