Вихревой круговорот стремительных движении кисти

Вихревой круговорот стремительных движении кисти, уходящая в глубину (не очень далекую, но все же) диагональ оконной рамы и плоскости стола, разнонаправленные диагонали золотистых, голубоватых мазков подчеркнуты устойчиво стоящим в центре холста раскидистым букетом сирени. Щукин смотрит, как свет, хлынувший из окна, изменяет цвет, как набухает плотная лиловая масса в тени, лучатся впитавшие солнце пушистые кисти, сверкают в свету упругие нежно-сиреневые лепестки, чуть поблескивают в тени очертания глиняного кувшинчика. Непредвзятый, непосредственный взгляд на натуру, забота о тщательно нюансированных цветовых отношениях «вяжется» с явным намерением автора построить картину - построить ее на контрапункте движения и равновесия. Пока дана характеристика всего лишь «вещества» материи. Найдена компактная композиция, основанная на сопротивопоставлении гибких стеблей, согнувшихся под тяжестью цветов, и маленького кувшина, стоящего чуть поодаль, скромно. Сознательно утверждается конструктивный принцип. Уже и в помине нет «половинчатости» намеренно случайного, очевидной в «Натюрморте с черепом». Нечто близкое по задаче видим и в портрете Лизы (1933). Художник посадил модель, сообразуясь с ее характером - сдержанным и энергичным. Девушка присела уверенно, но на край стула. Полуоборотясь, внимательно куда-то посмотрела, задумалась, но не надолго. Повернуто вправо лицо, развевается густая копна коротко стриженных волос, чуть срезана рамой голова, сжата в руках косынка. Лизе не высидеть долго перед мольбертом. Она уже готова встать с места, «проявиться» в действии. На сочетании архитектонической уравновешенности и диссонирующих контрастов, покоя и напряженности, прочно установившегося и преходящего, готового измениться состояния держится живописный и образный строй портрета.


<<< После перерыва - к станковой живописи

Спокойные горизонтали >>>

<<<Оглавление>>>