Минимум движения внешнего, максимум - внутреннего

Перед нами поясной портрет молодой женщины. Камерный, интимный. Светлый серо-голубоватый фон, слегка тронутый неторопливыми «льющимися» прикосновениями кисти, еще больше высветляется, становясь вовсе невесомым к центру, к месту, где, по выражению В. А. Фаворского, происходит «встреча человека с фоном».

Одежда женщины - темно-лиловое облегающее платье, перехваченное нешироким пояском и отороченное по глубокому овальному вырезу обористыми кружевами. Тончайше проработанное кружево жемчужно-серебристых нюансов и едва различимый «нимб» от легкого свечения фона вокруг головы - вторая, внутренняя рама, выгодная оправа для строгих черт лица модели, ее иссиня-черной челки, прямых стрелок бровей, широко открытых темных глаз на бледном лице.

Живописца привлекло сочетание угловатой хрупкости и грациозной женственности, что он не преминул усугубить, удлинив шею и овал лица, вытянув елико возможно и без того стройные пропорции торса, преувеличив худобу рук. Но более всего оказалась «по нем» затаенная печаль, что залегла в опущенной складке рта, и трогательная беззащитность, светящаяся в глазах, будто недоуменно вопрошающих о чем-то. Такой тип внешности легко мог сбить живописца на дорожку салонного сантимента. Щукин грань строгого вкуса не преступает. С неприкрытой нежностью, бережно гладя кистью поверхность, он моделирует объем лица, намечает легкие касания контуров головы и фигуры к фону, едва заметные светотеневые переходы.


<<< Спокойные горизонтали

Домье-живописец >>>

<<<Оглавление>>>