После перерыва - к станковой живописи

Первая, после возвращения из армии в Москву, работа, исполненная в масле, - «Натюрморт с черепом» (1932). Минули годы с того времени, когда писались натюрморты в мастерской Кончаловского. Долгий перерыв сказался. Пришлось начинать почти с нуля.

«Натюрморт с черепом» - честная штудия. На небольшой плоскости стола, покрытого белой салфеткой, живописец располагает несколько экспонатов из своей коллекции и внимательно смотрит, как они соотносятся между собой по цвету, форме, масштабу. Как бы прощупаны глазом объемы предметов. Прослежено взаимовлияние холодных и теплых тонов. Чтобы композиция не распалась, все приведено к единству «перекличкой» повторяющихся округлых, плавных линий. Однако определившейся живописной концепции еще нет. До осязаемости вылепленные цветом объемы спорят с «тающей» прозрачной живописью фона. Откровенно декоративиым приемом (темными контурами) предметы отделены друг от друга и от среды, что при пленэрной трактовке пространства неоправданно.

Симптоматично, что Щукин не может удержаться в рамках честной штудии и норовит в натюрморт протащить «свой» сюжет. Цветущая ветка, торчащая из кувшина, и ветка сломанная, упавшая на стол, золотисто-розовый налитой персик рядом с пепельно-землистым черепом в выборе и расположении предметов вновь все та же постоянно одолевавшая его мысль о непрестанном круговороте жизни. По здесь она иллюстративна, не прочувствована как органическое свойство вещей. Некоторая искусственность постановки и заданность сюжета идут вразрез с беспорядком якобы непреднамеренно разбросанных по столу предметов. В «Сирени» (1933) решительнее шаг к живописной цельности. Цветы и пространство рождены из одной материи подвижной.


<<< Единая мера

Вихревой круговорот стремительных движении кисти >>>

<<<Оглавление>>>