Особое место среди работ студенческой поры занимает серия «Цирк» (1926-1928). Повышенный градус жизни на манеже отвечал романтическим наклонностям натуры художника. Однако найти образный эквивалент красоте циркового зрелища оказалось делом непростым. Восторженный завсегдатай цирка, Юра Щукин видит здесь «натуру» настолько выигрышную саму по себе, что прекрасно понимает - любые выдумки и фантазии излишни. Обычно склонный к чрезмерным эффектам эксцентрического толка, он как раз в цирке, где уж чего-чего, а эффектов хватало с избытком, более чем равнодушен к головокружительным чудесам и феерическому блеску. Одно «дивное диво» перед ним - люди, что побеждают пространство. Гибкие дрессировщики, упругие в движении гимнасты, наездницы - сильные, складные, ловкие, свободно рассекающие широкий круг арены. Волей-неволей приходится повозиться над повой, дотоле не встававшей проблемой.
Круг циркового манежа обязывал. Ясно было, что мини-слои живописного рельефа тут «не сработают». И Щукин настойчиво бьется над разрешением драматического конфликта между картинной плоскостью и пространственной глубиной. Первый этап борьбы закончился плачевно. Художник придумал хитроумную композицию. Овал желтой арены, обведенный красной каймой барьера, втиснул в другой овал, размером побольше, образуемый амфитеатром и цирковыми аппаратами, расположенными перпендикулярно к основной оси. Комбинация перекрещивающихся овалов таранила плоскость, дробила ее на части.
<<<Оглавление>>>