Летом 1928 года группа студентов Вхутеина отправилась на экскурсию по маршруту Байкал - Бурят-Монголия - Владивосток. Для Щукина эта поездка имела немаловажные последствия. Впечатления от путешествия, длившегося немногим более месяца, послужат началом отныне не прекращавшейся работы над пейзажем, побудят к реформе колорита в картинах, акварелях, гуашах тридцатых годов. А потрясения, испытанные в день ламаистского праздника в буддийском храме и на спектаклях китайского театра во Владивостоке, сыграют не последнюю роль в процессе создания карнавальных и театральных масок.
Что же представлял собой праздник-мистерия Цам - «желанная цель путешествия студентов»? Предоставим слово очевидцу - художнице А. С. Магидсон, будущей жене Щукина.
«После длительного пути от Улан-Удэ (в те времена Верхне-удинск) до Селенгинска, а оттуда еще целого дня пешего хода - мы добрались до дацана (буддийского храма) «Гусиное озеро». Тут выяснилось, что мы всего на несколько дней опоздали к ежегодному храмовому празднику-мистерии. Далай-лама, резиденцией которого являлся дацан, посочувствовал нам и предоставил в наше распоряжение повозку для поездки в соседний дацан «Про», в котором такой же храмовый праздник должен был состояться через день. Ехать пришлось за 40 км. В путь мы отправились спозаранку. В сумерках, еще довольно далеко от цели нашего паломничества, на горизонте возникло еле заметное зарево. По мере приближения свет усиливался, и все-таки, когда мы приблизились к храму, нас поразил контраст между безлюдной дорогой среди диких сопок и возникшим внезапно из сгущающихся сумерек световым видением. По мере приближения усиливался и шум.
<<<Оглавление>>>