Противоречивое впечатление, прямо скажем, производят сегодня эти труды. Недюжинная эрудиция авторов, предпринявших всеохватывающий экскурс в историю массовых празднеств от средневековья до нынешнего века, соединяется с упрощенным «классовым анализом» материала в духе вульгарной социологии. Фундаментальное изложение эстетических и организационных проблем украшения города, синтеза архитектуры и пространственных искусств сплошь и рядом перемежается с прямолинейностью суждений и дидактикой. Рядом с убедительным анализом удач и аргументированной критикой схематизма и безвкусицы в убранстве демонстраций и отдельных районов - резким диссонансом звучат категоричные интонации, повелительные «должно», «нужно», «требуется», пестрящие на страницах книг. Как-то не вяжется подобная безапелляционность и нетерпимость тона с этими людьми, дружелюбными и деликатными. Дата написания книг - 1931--1932 годы - многое объясняет. Очевидно, что авторы подпали под влияние методики и фразеологии рапповского толка. Увлекающиеся, искренне заинтересованные в процветании советской культуры, молодые художники нередко принимали демагогию яростных апологетов РАППа и РАППХа за нечто на самом деле прогрессивное и революционное. Но если отбросить шелуху «истин в последней инстанции», тогда действительно немало зерен разумного обнаружим в этих первых и единственных в те годы исследованиях проблем оформления революционных празднеств. Альфа и омега искусства праздничного украшения, основополагающий критерий художественного качества - содержательность и образность, целесообразность и понимание характера зрительского восприятия.
<<<Оглавление>>>