Притом любых. Без исключения. Вот это-то, пожалуй, наиболее ценно. Табель о рангах у него не в чести. Казалось бы, чего проще, работая над оформлением, предназначенным служить лишь одному праздничному дню, поддаться уговорам демона-искусителя - сделать нечто эффектное, броское, примитивно занятное... и дело с концом. Ведь завтра, наутро оно будет размонтировано и впредь никогда не сгодится. Щукина подобные соблазны не одолевали. И отнюдь не потому, что он был «морально устойчив» - ненавидел халтуру, почитал серьезность и ответственность во всяком деле. Просто у него не получалось в живописи быть одним, в театре другим, в карнавале или демонстрации - еще каким-нибудь. «Слагаемые» его искусства неделимы.
Вернемся вновь к группе «Религия и Капитал» (второе ее название «Папа римский»). Легко заметить, что конфигурация группы образует крест. Не стоит говорить, насколько элементарна такая символика. Интересно иное. Каждое звено композиции тоже крестообразно. Целое - сцепление больших и малых крестов, входящих друг в друга. Многократная и варьируемая повторяемость - один из исконных принципов народного искусства - орнамента, игрушки (русская матрешка или китайский шар в шаре - наипростейшие примеры).
<<<Оглавление>>>