Карнавалы наших двадцатых годов непохожи ни на пышные триумфальные торжества буржуазных революций, ни на овеянные ореолом таинственности уличные праздники и маскарады времен романтизма прошлого века. Витиеватая символика, мудреные шифры аллегорий, равно как полунамеки и оттенки, противопоказаны задачам момента. Народным увеселениям поры «бури и натиска» первого десятилетия Октября куда более под стать атакующая грубоватая буффонада, разящая сатира, призванная осмеять подлежащее осмеянию; сгущенный гротеск с отчетливо обозначенным, сугубо конкретным социальным адресом. Карнавал - и порождение и аккумулятор общественных эмоций.
Изобретая всякого рода «смешные страшилища», Щукин целиком во власти идей времени - категоричных и бескомпромиссных. Он оперирует обобщенными социальными масками, олицетворяющими Мировой капитал, Религию, Мещанство. Основное - повышенная концентрация экспрессии, точно бьющий в цель снайперский удар.
Уцелевшие фотографии и два эскиза дают некоторое представление о Щукине--авторе карнавальных групп и масок. На фотографии 1930 года видна группа «Религия и Капитал», возвышающаяся на тележке посреди праздничного шествия в ЦПКиО. Черный прямоугольник, пробуравленный дыркой пасти, под еще более черным цилиндром - абстрагированный лик капиталиста - служит спинкой трона. Подлокотники трона - жерла пушек - сжимают хилую фигурку в белоснежном одеянии, украшенном венком из розочек, увенчанную тиарой, из-под которой зияют глазницы и оскаленный череп. Это - папа римский Пий. Геометризованная, непроницаемо черная масса трона, жерла пушек - грозные руки Мирового капитала -железными тисками сдавливают свою жертву.
<<< Оформление карнавальных шествий
<<<Оглавление>>>