Вторая фотография

Вторая фотография. Над стенами колокольни бывшего Страстного монастыря в дни Первомая 1930 года протянута сетка. покрытая масками насекомых с обличьем святош всех мастей. Покорно и угодливо они пляшут «танец марионеток» на нитях, спущенных всевышними - Иисусом Христом и Капиталистом. На четырех щитах внизу алеют буквы - СССР. Надпись включена в декоративный ансамбль. Мысль заключалась в противопоставлении великанам четких букв на устойчивых вертикалях щитов зигзага орнамента, образованного из пигмеев - подпрыгивающих, корчащихся в судороге «наместников богов», как бы повисших в воздухе бестелесными тенями (тончайшие нити сетки на расстоянии не были видны).

Эскиз карнавальной группы «Старый быт» («Поганки», 1930). На диковинном пьедестале, сложенном из хаотического пересечения плоскостей с изображениями игральных карт, примуса и иконы, воздвигнут столь же диковинный «антипамятпик» старому быту. Под шляпами грибов-поганок- проросшие из почвы старого быта уродливые головы старцев, вдоль и поперек испещренные перекошенными зубцами линий. Одеревеневшие, тяжеловесные наваждения, искаженные гримасами злобы, ехидства, тоски, - символ недвижного мещанства.

Весьма реально существующие силы социального зла предстают в виде гротескно-фантомных, мертвенных масок. Маска - и обязательный атрибут карнавала. Маска здесь и метафора противоестественности.


<<< Уцелевшие фотографии и два эскиза

Эскиз карнавальной группы «Старый быт» >>>

<<<Оглавление>>>