Сонная окраина

Погруженная в полумрак панорама уснувшего города; улица, пересоченная из конца в конец лужами, где отражаются косые лучи заходящего солнца и неровный свет фонаря, качаемого ветром; тронутые патиной времени стены домов - мотивы, обладающие, так сказать, изначальной живописностью, бесценные для художника романтической ориентации. Вдохновленный ими, он создает произведения высокого колористического мастерства, исполненные свободы, благородства, изысканности гармонии сложного, пространственного цвета. Главпое же в том, что глубоко содержательная живопись его вобрала как будто непримиримые, но силой искусства примиренные крайности противоречивых эмоций, Щукиным владевших.

Сонная окраина, где наполовину увязли в земле и потерялись во мгле и без того утлые лачуги; унылое безлюдье подле дряхлых строений; тяжелые сумерки, надвигающиеся па богом забытый, узкий проулок, - странноватые и страшноватые образы эти вызывают двойственную реакцию. Притягивают угрожающей таинственностью, что, чудится, скрыта в черных провалах подворотен, дверей, за мутными бельмами окон. Отталкивают убожеством застойного, низменного существования, что, чудится, влачат обитатели этих жилищ там, внутри, хотя это «там», «внутри» не показано. Чудесная способность воссоздавать атмосферу и пробуждать рой ассоциаций приводит к тому, что картины, свободные от бытописательства, дают чувственно ощутить «ядовитые испарения застоявшихся дней» (И. Эренбург) в подвалах трущоб, на пустынных задворках, в клетушках коммуналок. Мудрено ли, что одного из «тутошних», из «бывших» гнетущая атмосфера гонит на «толчок» - коротать дни, другие - театральные персонажи - выползают из логовищ, чтоб ткать липкую паутину мещанства «на миру» - злобствовать, наушничать, ехидничать.


<<< Художник возвращается на круги своя

Полотно «Старая Москва» >>>

<<<Оглавление>>>