Первопроходцы в постижении советской нови

Надо прямо сказать, благие цели нечасто увенчивались убедительными результатами. Авторы картин быта, экспонируемых на выставках АХРР, вершили суд над отрицательными персонажами, обличали их, морализировали, при том не могли оторваться от поверхностного эмпиризма, справиться с засилием частностей. Мпогообещавшее выступление Нового общества живописцев (НОЖ), единожды состоявшееся при активной поддержке А. В. Луначарского на выставке 1922 года и по сей день впечатляющее полемической страстностью, свежестью взгляда молодых художников, оригинальным преломлением ими традиций народного лубка и русского неопримитивизма, гротесковой остротой изображения жизни времен нэпа, - осталось яркой, но не нашедшей прямого продолжения страницей искусства первых лет революции. Остовцы, первопроходцы в постижении советской нови, изобретая новые формы, соответствующие их напряженно романтическому ощущению духа и ритма эпохи, не упускали случай, показать, как в быту людей, в облике города двадцатых годов наступает день сегодняшний на день вчерашний. Но отсутствие дистанции затрудняло путь от метких наблюдений к серьезности обобщения. Лучшее принадлежит графике тех лет. «Окна РОСТА», листы В. В. Лебедева, А. А. Дейнеки, Д. С. Моора, В. И. Козлинского, В. М. Конашевича, рисунки Д. И. Митрохина, А. Ф. Софроиовой, акварели К. И. Рудакова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, содержащие саркастически резкие характеристики нэповских обывателей, до сих пор стоят в ряду высоких достижений нашего искусства. В 1933-1935 годах интерес к такого рода проблематике пропадает. Пришел час воплотить тип нового человека - творца новой жизни, запечатлеть общественно крупные события эпохи, размах строек пятилетки, на глазах молодеющий лик страны. Социальный заказ отвечал чаяниям многих художников стать летописцами радостных и трудных дел людских.


<<< О бывшем, об уходящем. О начале...

Обжигающие искры трагедийного накала >>>

<<<Оглавление>>>