Художники того десятилетия создали много поистине талантливого и ценного, что по справедливости входит в золотой фонд советского искусства. Однако насколько был бы богаче этот фонд, насколько проницательнее понятой, точнее прочувствованной предстала бы сегодня жизнь тридцатых годов, если бы назревшие проблемы того времени не трактовались зачастую однобоко и упрощенно. Современность содержания, бывало, приравнивалась к сейчасному отклику на злобу дня, что вело к изобилию иевыношеииых, невыстрадапиых вещей. Правдоподобие факта подменяло истинность поэтического прозрения. И случалось не раз такое: тому, что отступало от нормативов догматически понятого метода реалистического освоения действительности, тому, что расценивалось как недостаточно жизнеутверждающее или излишне мрачное, тому, что не несло в себе наглядно воспитывающей функции, воочию зримого заряда бодрости и радости, - уготовано было забвение.
К чему, молчаливо предполагалось, поминать безвозвратно ушедшее? Разве чтоб столкнуть лоб в лоб положительное с отрицательным.
Обжигающие искры трагедийного накала, сосредоточенность размышления и лирического высказывания, поэтическое иносказание, активное, творческое опосредование реальности - «от лукавого», подозрительный субъективизм, подлежащий проработке вульгаризаторов.
Щукину в некотором роде повезло. За ним упрочилась репутация щедрого на выдумку и требовательного в деле художника-оформителя. И без помехи он взялся за живопись в надежде наконец-то воплотить тему ломки старого уклада жизни, что зрела с первых курсов учебы во Вхутемасе и сейчас его захватила всецело, тему, манящую и исторической конкретностью, и более долговременным, общим смыслом.
<<< Первопроходцы в постижении советской нови
Соотношение названия и подзаголовка картины >>>
<<<Оглавление>>>