Эстетический эффект

Эстетический эффект картины в большой степени определяется допредметным, досюжетным воздействием танца пластических знаков, чувственным удовольствием от бесконечного сопряжения контрастов и связей, от безупречной слаженности ритма - регулярного и переменного. Ритм «Аттракциона», основанный на взаимодействии центростремительного и центробежного движения цветовых пятен, то есть на том, что один из предметов обращен внутрь ячейки, а другой выходит за ее пределы в соседнюю, включается в несколько пространственных рядов, в пучок связей - словом, ритм орнамента с открытыми границами раппорта обусловлен и обусловливает расширение поля значений.

Щукин монтирует несколько картин в картине: фигуру хозяина аттракциона (уже найденную в рисунке и акварели, а теперь без изменения перенесенную на холст), городской пейзаж (по типу тех, что он пишет после 1932 года), дуэты игрушек (их хватило бы на добрый десяток натюрмортов). Сведенные рядом, они теряют самостоятельность, зато приобретают тем самым многозначность.

Толкотня кривобоких халуп - законченный образ унылой, убогой провинции. Но вот живописец ставит дощатый заборчик. Учитывая оптические особенности цвета, помещает выступающие вперед белесо-желтые со светло-коричневыми крышами строения между давящими вглубь синими плоскостями забора и неба, применяет нечто вроде обратной перспективы. И на уже сложившееся впечатление ложится еще одно. Толчея стенок, уставившихся мутными точками окон, ассоциируется с толпой обывателей, подглядывающих в щелку.


<<< Встреча предметов с фоном

Толкотня кривобоких халуп >>>

<<<Оглавление>>>