Самодовлеющая виртуозность

Щукин далек от самодовлеющей виртуозности. И не по вкусу ему изобилие богатых и дорогих вещей, заполнявших натюрморты тридцатых годов. Он не окружал себя нарядными вещами в жизни, не искал их и для картин. Розовое в красную клетку ряднышко на столе. Голубой фон- ясный, чистый. Спокойно падающие складки серебристой занавески с розовыми и голубыми рефлексами от стола и фона. Это изысканность высокой пробы - без изысков. Светозарная голубизна, умытый, свежий «весенний» цвет, прозрачность легкой ткани, гибкий, обтекаемый контур светло-коричневого глиняного кувшина, обыкновенного, но величественного, как амфора,- благородство скромности и простоты. Устойчивое спокойствие, однако, не переходит в благостную безмятежность. Чувство юмора выручает. Тонкая ветка рябины, растущая из кувшина, белая «египетская» кошка, поставленная на стол,- пара штрихов, деталей, что вносят необходимую долю остроты. Есть эта острота и в контрасте красных гроздьев рябины и белизны кошки. Есть она и в шутливом поединке предметов. Приосанившаяся, подтянутая кошка на постаменте кубика соревнуется горделивой величавостью с кувшином. Пружинистая линия ее профиля внизу идет насупротив, а вверху послушно вторит тулову и шее кувшина. А морда торчком и грудь торчком пародируют графически изящный ритм-повтор длинных веток рябины. До сих пор мы были невольными свидетелями спора или интимного, дружелюбного контакта предметов. Фон выполнял свое прямое назначение - был фоном. В картине «Цветы и игрушка с зонтиком» (1934) предметы, помещенные рядом, ведут независимое существование, не связаны совместно разыгрываемой ими драматической или комической ситуацией. Зато атмосфера среды, в которой они находятся, насыщена зарядами драматизма.


<<< Таинственно будоражащее

Единство создается и гармонией колорита >>>

<<<Оглавление>>>