Таинственно будоражащее

Что-то таинственно будоражащее, скрытое в избыточной силе жизни искусственных цветов, вносит напряжение в торжественное предстояние декоративного букета. Щукину того мало, и он усугубляет экспрессию, врезая в верхний левый угол холста клип светлой кружевной занавески, резко контрастный к темному фону, и помещает рядом с массивной крынкой, под букетом-гигантом маленькую свистульку. Не беда, что в коллекции художника нет подходящего экспоната. Он сам придумывает химерическое существо - помесь животного, птицы, насекомого - отдаленное эхо босховской чертовни, прямое потомство диковинных чудищ, возникавших в необузданной фантазии мастеров народного искусства. Надо было очень проникнуться духом народного творчества, чтобы вышло такое существо - комичное и грозное, чтобы из одной энергично проведенной линии получились круто выгнутая спина, клюв, лапа, хвост, так засверкали бы неровные черные полосы на ярчайше-желтом боку. Чтобы плотностью формы свистулька не уступала бы в силе могучему букету. И было бы нам внушено, что крохотный зверек этот не из робкого десятка, упершись лапой о стол, ощерился, выпучил желтый в черной обводке зрачок, агрессивно вытянул клюв и приготовился к дерзкой атаке на недосягаемо величественный букет.

Надо быть самим собою, чтобы так упрямо отстаивать достоинство малых, славить «безумство храбрых». «Голубой натюрморт» (1934) - образец доброго, благополучного соседства вещей. Как и в «Букете», граничащая с аскетизмом простота композиции, стройное равновесие форм, архитектонически четкое соотношение объемов и плоскостей, вертикальных и горизонтальных.


<<< Пример диалога-конфликта

Самодовлеющая виртуозность >>>

<<<Оглавление>>>