Все это вместе взятое отчасти объясняет, почему художник предпочитал двухголосие на «подмостках» театра кукол и диалог между действующими лицами натюрмортов. В одних случаях они непримиримо конфликтуют, в других пребывают в добром согласии.
Пример диалога-конфликта - «Букет» (1933). Нейтральный коричневый с темной прозеленью фон. Посветлее и холоднее ромб табуретки. В центре - деревенская крынка из обожженной глины с оливковой поливой. А над ней горит пестрый шар - букет из круглых цветков. Они не растут из кувшина, а неуклюже прилажены к нему сверху. И держатся цветки не на стеблях, а так, невесть на чем - приставлен круг к кругу, клубок к клубку, а тот к соседнему, и еще один рядом, и еще один такой же все по кругу. Все, как на подбор, неимоверно большие, немыслимо яркие. Из кругов и клубков получается шар. Безупречно правильной формы. Ни один цветок, тщательно обрисованный и выделенный, не выходит за границы окружности.
Это букет с большой буквы. Торжественный, респектабельный Букет. Щукин не прикидывается простачком, когда с усердием выводит узор из аляповатых бумажных роз. Он - благоговеющий ученик тех, кто несет самодельные букеты на рынок, гордо показывает «товар лицом». Он - ученик тех, для кого самая малость-перл творения. Старательный на подробности, нацеленный на главное. Берет форму крупно, упрощает чуть ли не до схемы.
Но приглядитесь, как набухают изнутри мохнатые оранжевые шапки цветов, как из каждой чашечки, пламенеющей алой, изумрудно-зеленой, ярко-синей, глазеют выпуклые радужные точки, как огненно-пунцовые и фиолетовые розы свернуты тугими спиралями или раскрывают пышные лепестки, а колокольчики тянутся вверх, выпрямив головки. Цветки, все вкупе и каждый порознь, норовит непременно вылезти вперед, а за самыми пригожими и напористыми протискиваются те, что поменьше, заполняют все просветы и тоже притязают на толику внимания.
<<<Оглавление>>>