Драматургия натюрмортов

Щукин синхронно работал и над картинами о России на изломе ее пути, и над ясными, безукоризненно стройными композициями из облюбованных им предметов. В одни полотна вошла его боль - боль одряхлевших разрушающихся домов. В другие - его радость, радость полнокровного бытия вещей. Но в мироощущении художника нет вражды между чувствами противоположными. В натюрмортах, где можно было бтвлечься от поисков ответа на вопросы, заданные современной историей, в натюрмортах, запечатлевших радость свободной игры, гармоническую ясность, красоту,- неизбежно прорастает зерно драматизма.

Юрия Щукина, живописца-драматурга, увлекают характеры предметов-персонажей, утверждающие свою независимость, свою индивидуальность во взаимном общении, действии. Вот так рождается диалог как форма композиционной организации полотна, как пластическая идея контакта предметов. Симптоматично: из четырнадцати натюрмортов последнего трехлетия в девяти на плоскости стола расположено по два предмета, а в пяти многопредметных композициях групповая мизансцена строится на перекрестном или параллельном взаимоотношении пар.

Источник программно заявленного пристрастия к диалогам нам уже известен: театр кукол. Для импровизированных представлений проще придумать сценку-дуэт, чем драматургически развернутое действие. При минимуме действующих лиц зрелище четко отпечатывается в восприятии. Кроме того, двухчастное построение содержит в себе момент неразрешенного напряжения.


<<< Злоупотребление тезой-антитезой

Пример диалога-конфликта >>>

<<<Оглавление>>>